Применение интерактивной лекции на уроке литературы в старшей школе.
Сделать школьную лекцию интересной не только по содержанию, но и по методам подачи информации и организации деятельности учащихся позволяет технология критического мышления и одна из её форм - эффективная лекция, или как назвали её американские авторы Р.Джонсон. Д.Джонсон и Дж. Смит – «продвинутая лекция».
Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Для организации деятельности используется приём «бортовой журнал».
Стадия вызова по каждой смысловой единице осуществляется уже известными методами: список известной информации, её систематизация, ответы на вопросы учителя, ключевые слова и т. д. Информация, полученная на стадии вызова, обсуждается в парах и заносится в левую часть бортового журнала.
Бортовой журнал.
Известная информация и предложения
|
Новая информация
|
|
|
На смысловой стадии работа может быть организована так: один из партнёров работает со списком в графе «Предположения», ставит знаки «+» и « - « в зависимости от правильности предположений; другой записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально.
На стадии рефлексии идёт предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации. Её запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый партнёр ведёт записи в обеих частях самостоятельно, результаты обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы с другой частью текста. Очень важной является итоговая рефлексия (окончательное подведение итогов), так как она может стать выходом на новое исследование: анализ, эссе, исследование.
Предлагаю разработку урока эффективной лекции, материал которой может быть использован на уроке литературы в 11 классе.
Тема: «Фет и эстетика чистого искусства»,
Часть 1.
Урок начинается с объявления темы и объяснения порядка работы с бортовым журналом. Ребятам предложены стихи А. Фета и подборка высказываний о нём различных критиков в разные временные периоды: Л.Н. Толстого, В. Г. Белинского, Н. Чернышевского, К.Бальмонта и т. д.
На стадии вызова используются вопросы и задания, спроектированные на экран:
Вспомните и назовите известные вам стихотворения А.Фета
Какие темы и идеи на ваш взгляд являются главными в его творчестве?
Каким вам представляется человек, написавший такие стихи?
Какие факты биографии А. Фета вам известны?
Почему критики так по-разному оценивают творчество поэта?
Собранная в итоге информация и предположения (после обсуждения в паре) заносятся в левую часть бортового журнала.
Стадия осмысления содержания.
Учитель предлагает учащимся первую часть лекции.
Лекция.
Творчество А. Фета – одна из вершин русской классической поэзии. Последователь Ф. И. Тютчева, певец русской природы, поэт, который, по словам П.И. Чайковского, «сумел шагнуть в область музыки», долгое время подвергался страстной критики не только со стороны своих оппонентов, представителей демократического направления, таких как Чернышевский, Писарев, но и своих друзей, в частности, близкого ему друга Л. Н. Толстого. Причина этого кроется в парадоксальном несоответствии жизни реального человека Афанасия Фета, а впоследствии Шеншина, и мира поэта А. Фета.
Причины этого парадокса нужно искать в биографии поэта.
Уже факт его рождения был необычен. Мать Фета, Каролина - Шарлотта Фёт, в 1820 году покинула Германию с русским дворянином А. Н. Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновил. Но настоящим отцом мальчика был немецкий чиновник суда Дармштадта Иоганн Фёт, и по этой причине орловская духовная консистория отлучила будущего поэта от рода Шеншиных. Отнята была и фамилия.
Отныне Афанасий был иностранным подданным и не имел право называться русским. По этой причине Фет обучается в частном немецком пансионе Крюммера, находившемся в Лифляндии. Постоянные насмешки, унижения в пансионе ещё больше усугубили тяжёлое положение, в котором он находился. Единственной целью жизни для юноши стало возвращение фамилии Шеншин, а вместе с ней дворянского титула и наследства.
Добьётся он этого лишь в 54 года, по указу Александра2, но цена этой победы будет неоднозначна.
Обучаясь в пансионате, юноша начинает писать первые стихи и поэтому после окончания его поступает в Московский университет на словесное отделение философского факультета. Здесь возникает его дружба с Аполлоном Григорьевым, который вводит его в кружок талантливой московской молодёжи.
В 1840г. литературные опыты А. Фета оформились в первый поэтический сборник. Хотя здесь было много подражательных стихов, критика отнеслась к молодому поэту достаточно благосклонно.
Но сосредоточится на творчестве и посвятить себя поэзии А. Фет не может. Он ни на минуту не забывает о своей мечте – стать русским дворянином. Осуществление её он видит через военную службу, потому что офицерский чин в то время давал потомственное дворянство. Но и здесь его ждало разочарования, новые манифесты давали право присвоения дворянского звания только в чине полковника. А уйти с военной службы Фет не решается: его новый подготовленный сборник издателями считается не прибыльным. А других средств к существованию он не видит. Жизнь поэта проходит среди казарменной муштры, в духовной изоляции.
В это время происходит встреча поэта с дочерью мелкопоместного дворянина Марией Лазич. Это была серьёзная, образованная девушка, прекрасный музыкант, любительница поэзии. Её симпатичная наружность и внутренняя красота покорили Фета. А она сама безрассудно влюбилась в того, чьи стихи считала вершиной совершенства. Завязался роман, но жениться на Лазич значило для Фета расстаться со своей мечтой. И, несмотря на то что в своих стихах он горюет о своей любви, в реальной же жизни он жёстоко порывает отношения с любимой, несмотря на её мольбы.
Но вскоре происходит трагедия – Мария сгорает в своём херсонском доме. Вчерашняя бесприданница, покорная, отвергнутая, готовая пойти за поэтом по первому его зову вдруг становится недоступной и царственно величественной. Отныне именно она становится вдохновительницей поэтических строк, наполненных раскаяньем, грусти и любви. Образ её в поэтических откровениях Фета теряет конкретную детализацию и стремиться, как отмечал К. Бальмонт, к «вечности», к вечным идеалам красоты и женственности. Этим любовная лирика Фета отличается от его современников, например Н.Некрасова и предвосхищает собой поэзию начала 20 века, поэзию символизма.
Сама жизненная ситуация определила мотивы и темы лирики А. Фета. Он становится истинным приверженцем и пропагандистом «чистого искусства», отрицавшим любые наставления, нравоучения в поэзии, связь поэзии с земным, суетным, с прозой жизни. По мнению А. Фета, темами поэзии могут быть лишь любовь и природа.
На стадии рефлексии в первой части лекции суммируется информация, полученная на стадии вызова и осмысления.
Часть 2.
Стадия вызова.
Учащимся предлагается задание на дом: по имеющимся подборкам стихов о природе заполнить таблицу «Природа в поэзии А. Фета».
Один из вариантов таблицы на стихотворение «Весенний дождь».
Название стихотворения
|
тема
|
идея
|
образы
|
Художественные средства
|
«Весенний дождь»
|
Запечатлеть
начало и развитие природного явления
|
«Переход мгновенного
в вечное»
|
Цикл сменяющихся реалистических картин (солнце, облака, воробей) скрывается под завесой дождя и превращается во что-то
|
Конкретность деталей
(и воробей своим крылом, в песке купаяся, трепещет),
Метафоричность
(качаясь, движется завеса)
Ассоциации
(от лип душистым мёдом тянет)
|
Перед тем, как школьники уйдут домой, им предлагается нарисовать дерево предсказаний». Эти деревья вывешиваются на доске перед началом следующего урока, озвучиваются и интересные замечания и выводы заносятся в левую часть бортового журнала, обсуждаются темы и идеи, выдвинутые на дереве предсказаний.
Стадия осмысления содержания.
В начале второго урока ребята обмениваются своими таблицами, внося
сообщения в бортовой журнал.
Затем учитель представляет вторую часть лекции.
Лекция. Часть2.
К изображению природы Фет подходит не так, как многие его современники, природа в стихах поэта гораздо определённее и конкретнее, более того Фет стремиться к «непосредственной фиксации» своих «субъективных наблюдений и впечатлений», «своих изменчивых переживаний», а это новый импрессионистический взгляд на мир. Как живописец, работающий на пленере, он замечает едва уловимые движения света и воздуха, превращает мгновенное в вечное. Этому помогала наблюдательность Фета и ассоциативно- метафорическое мышление, отличающее его от других поэтов.
Л. Н. Толстой вопрошал в письме к В. П. Боткину: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»
«Лирическая дерзость» относится к содержанию его стихов, а про форму можно сказать строчкой самого А. Фета: «О, если б без слова сказаться душой было можно». П.И. Чайковский говорил о Фете, что ему «дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, скорее поэт- музыкант, как бы избегающий тем, которые легко поддаются выражению словом».
На стихи А. Фета сочиняли музыку Танеев, Римский- Корсаков, Аренский, Варламов.
На стадии рефлексии учащиеся работают с бортовым журналом, сверяя свои записи со слайдом, дорисовывают «деревья предсказаний».
Итоговая рефлексия – анализ стихотворения А.Фета или рецензия на отрывок литературной статьи о поэтическом мире поэта.
Представленный урок – это один из возможных примеров, как можно разнообразить привычную лекцию в старшем звене. Чёткая модель эффективной лекции даёт возможность применения её на многих уроках, а некоторые её приёмы такие, как дерево предсказаний, могут применяться и вне данного метода.
В представленном мной опыте работы я хотела показать одну из возможностей соединения традиционной школьной лекции, предполагающей развернутое теоретическое рассуждение, научный анализ и обобщение конкретного материала, и интерактивных технологий, предполагающих моделирование проблемной ситуации, выработку и принятие решения, характерного для научного поиска. При этом учащийся становится не пассивным слушателем, а полноправным участником коллективно - групповых форм работы, а также экономится время и появляется возможность использовать достаточно большой лекционный материал. Интерактивную лекцию следует рассматривать как сложное коммуникативное событие, в котором имеют место беседы и монологическая речь, коллективное обсуждение и рассказ учителя, фронтальный опрос и индивидуальный ответ ученика, а также современная лекция невозможна без применения ИКТ.
Учитель: Холина И.В. ЛГ МБОУ «СОШ№4"
|