В соответствии с «Планом действий по модернизации общего
образования на 2011–2015 годы», утвержденным распоряжением Правительства
от 7 сентября 2010 года, c 1 сентября 2012 года все российские школы по
мере их готовности могут осуществлять переход на ФГОС основного общего
образования.
Об особенностях введения ФГОС ООО рассказывает заместитель
директора Института стратегических исследований в образовании, кандидат
педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации Любовь
Феденко.
Особенности введения ФГОС ООО я бы разделила на две составляющие:
обусловленные спецификой самого стандарта и связанные с системными
изменениями, происходящими либо вовне, либо в самой системе образования.
Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт
для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир —
портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие
ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и
дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как
пример: выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться,
способный к организации собственной деятельности, выпускник основной
школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и
самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные
знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться
самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
обществом, в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и
правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями,
осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены направления и
компоненты, определяемые целями основной ступени образования и
возрастными особенностями ученика, например: осознание им ценности
труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий,
понимание значения профессиональной деятельности для человека.
Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам
освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта мы
считаем ведущим и системообразующим. Формируя эту составляющую,
разработчики проекта руководствовались тем, что новые образовательные
стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания
образования к достижению индивидуального максимума результатов.
Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в
требования к результатам, а после их конкретизации и операционализации —
в планируемые результаты.
Требования к результатам представлены описанием предметных,
метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных
основных образовательных программах в виде планируемых результатов по
учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ
(программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с
текстом» и другие). Ссылка на статью |