МО учителей русского языка и литературы ЛГ МАОУ "СОШ № 4"   г. Лангепас

Меню сайта
Методическая копилка
Категории раздела
Наши статьи [8]
ФГОС [10]
Драма [3]
Классика [7]
Сказки [3]
О войне [4]
Праздники сегодня
Информер праздники сегодня
Погода
Рекомендуем

Интернет по-новому!

Главная » Статьи » Наши статьи

Применение интерактивной лекции на уроке литературы в старшей школе.

Применение интерактивной лекции на уроке литературы в старшей школе.
     Сделать школьную лекцию интересной не только по содержанию, но и по методам подачи информации и организации деятельности учащихся позволяет технология критического мышления и одна из её форм -  эффективная лекция, или как назвали её американские авторы Р.Джонсон. Д.Джонсон и Дж. Смит – «продвинутая лекция».
     Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Для организации деятельности используется приём «бортовой журнал».
   Стадия вызова по каждой смысловой единице осуществляется уже известными методами: список известной информации, её систематизация, ответы на вопросы учителя, ключевые слова и т. д. Информация, полученная  на стадии вызова, обсуждается в парах и заносится в левую часть бортового журнала.
                                                                  Бортовой журнал.

Известная информация и предложения

                Новая информация

 

 

    На смысловой стадии работа может быть организована так: один из партнёров работает со списком в графе «Предположения», ставит знаки «+» и « - « в зависимости от правильности предположений; другой записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально.

    На стадии рефлексии идёт предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации. Её запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый партнёр ведёт записи в обеих частях самостоятельно, результаты обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы с другой частью текста. Очень важной является итоговая рефлексия (окончательное подведение итогов), так как она может стать выходом на новое исследование: анализ, эссе, исследование.

    Предлагаю разработку урока эффективной лекции, материал которой может быть использован на уроке литературы в 11 классе.

Тема: «Фет и эстетика чистого искусства»,

Часть 1.

      Урок начинается с объявления темы и объяснения порядка работы с бортовым журналом. Ребятам предложены стихи А. Фета и подборка высказываний о нём различных критиков в разные временные периоды: Л.Н. Толстого, В. Г. Белинского, Н. Чернышевского, К.Бальмонта и т. д.

      На стадии вызова используются вопросы и задания, спроектированные на экран:

Вспомните и назовите известные вам стихотворения А.Фета

Какие темы и идеи на ваш взгляд являются главными в его творчестве?

Каким вам представляется человек, написавший такие стихи?

Какие факты биографии А. Фета вам известны?

Почему критики так по-разному оценивают творчество поэта?

Собранная  в итоге информация и предположения (после обсуждения в паре) заносятся в левую часть бортового журнала.

Стадия осмысления содержания.

        Учитель предлагает учащимся первую часть лекции.

Лекция.

    Творчество А. Фета – одна из вершин русской классической поэзии. Последователь Ф. И. Тютчева, певец русской природы, поэт, который, по словам П.И. Чайковского, «сумел шагнуть в область музыки», долгое время подвергался страстной критики не только со стороны своих оппонентов, представителей демократического направления, таких как Чернышевский, Писарев,  но и своих друзей, в частности,  близкого ему друга Л. Н. Толстого.  Причина этого кроется в парадоксальном несоответствии жизни  реального человека Афанасия Фета, а впоследствии Шеншина, и мира  поэта А. Фета.

Причины этого парадокса нужно искать в биографии поэта.

      Уже факт его рождения был необычен. Мать Фета, Каролина - Шарлотта Фёт, в 1820 году покинула Германию с русским дворянином А. Н. Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновил. Но настоящим отцом мальчика был немецкий чиновник суда Дармштадта Иоганн Фёт, и по этой причине орловская духовная консистория отлучила будущего поэта от рода Шеншиных. Отнята была и фамилия.

    Отныне Афанасий был иностранным подданным и не имел право называться русским. По этой  причине Фет обучается в частном немецком пансионе Крюммера, находившемся в Лифляндии. Постоянные насмешки, унижения в пансионе ещё больше усугубили тяжёлое положение, в котором он находился. Единственной целью  жизни для юноши стало возвращение фамилии Шеншин, а вместе с ней дворянского титула и наследства.

Добьётся он этого лишь в 54 года, по указу Александра2, но цена этой победы будет неоднозначна.

     Обучаясь  в пансионате,  юноша начинает писать первые стихи и поэтому после окончания его поступает в Московский университет на словесное отделение философского факультета. Здесь возникает его дружба с Аполлоном Григорьевым, который вводит его в кружок талантливой московской молодёжи.

     В 1840г.  литературные опыты А. Фета оформились в первый поэтический сборник. Хотя здесь было много подражательных стихов, критика отнеслась к молодому поэту достаточно благосклонно.

      Но сосредоточится на творчестве и посвятить себя поэзии А. Фет не может. Он ни на минуту не забывает о своей мечте – стать русским дворянином. Осуществление её он видит через военную службу, потому что офицерский чин в то время давал потомственное дворянство. Но и здесь его ждало разочарования, новые манифесты  давали право присвоения дворянского звания только в чине полковника. А уйти с военной службы Фет не решается: его новый подготовленный сборник издателями считается не прибыльным. А других средств к существованию он не видит. Жизнь поэта проходит среди казарменной муштры, в духовной изоляции.

      В это время происходит встреча поэта с дочерью мелкопоместного дворянина Марией Лазич. Это была серьёзная, образованная девушка, прекрасный музыкант, любительница поэзии. Её симпатичная наружность и внутренняя красота покорили Фета. А она сама безрассудно влюбилась в того, чьи стихи считала вершиной совершенства. Завязался роман, но жениться на Лазич значило для  Фета  расстаться со своей мечтой. И, несмотря на то что в своих стихах он горюет о своей любви, в реальной же жизни он жёстоко порывает отношения с любимой, несмотря на её мольбы.

     Но вскоре происходит трагедия – Мария сгорает в своём херсонском доме. Вчерашняя бесприданница, покорная, отвергнутая, готовая пойти за поэтом по первому его зову вдруг становится недоступной и царственно величественной. Отныне именно она становится вдохновительницей поэтических строк, наполненных раскаяньем, грусти и любви. Образ её в поэтических откровениях Фета теряет конкретную детализацию и стремиться, как отмечал К. Бальмонт, к «вечности», к вечным идеалам красоты и женственности. Этим любовная лирика Фета отличается от его современников, например Н.Некрасова и предвосхищает собой поэзию начала 20 века, поэзию символизма.

      Сама жизненная ситуация определила мотивы и темы лирики А. Фета. Он становится истинным приверженцем и пропагандистом «чистого искусства», отрицавшим любые наставления, нравоучения в поэзии, связь поэзии с земным, суетным, с прозой жизни. По мнению А. Фета,  темами поэзии могут быть лишь любовь и природа.

        На стадии рефлексии в первой части лекции суммируется информация, полученная на стадии вызова и осмысления.

Часть 2.

Стадия вызова.

       Учащимся предлагается задание на дом: по имеющимся подборкам стихов о природе заполнить таблицу «Природа в поэзии А. Фета».

Один из вариантов таблицы на стихотворение «Весенний дождь».

Название стихотворения

тема

идея

образы

Художественные средства

«Весенний дождь»

Запечатлеть

начало и развитие природного явления

«Переход мгновенного

в вечное»

Цикл сменяющихся реалистических картин (солнце, облака, воробей) скрывается под завесой дождя и превращается во что-то

Конкретность деталей

(и воробей своим крылом, в песке купаяся, трепещет),

Метафоричность

(качаясь, движется завеса)

Ассоциации

(от лип душистым мёдом тянет)

   Перед тем, как школьники уйдут домой, им предлагается нарисовать дерево предсказаний». Эти деревья вывешиваются  на доске перед началом следующего урока, озвучиваются и интересные замечания и выводы заносятся в левую часть бортового журнала, обсуждаются темы и идеи, выдвинутые на дереве предсказаний.

Стадия осмысления содержания.

          В начале второго урока ребята обмениваются своими таблицами, внося

сообщения в бортовой журнал.

         Затем учитель представляет вторую часть лекции.

                                       Лекция. Часть2.

         К изображению природы Фет подходит не так, как многие его современники, природа  в стихах поэта гораздо определённее и конкретнее, более того Фет стремиться к «непосредственной фиксации» своих «субъективных наблюдений и впечатлений», «своих изменчивых переживаний», а это новый импрессионистический взгляд на мир. Как живописец,  работающий на пленере,  он замечает едва уловимые движения света и воздуха, превращает мгновенное в вечное. Этому помогала наблюдательность Фета и ассоциативно- метафорическое мышление, отличающее его от других поэтов.

        Л. Н. Толстой вопрошал в письме к В. П. Боткину: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»

        «Лирическая дерзость» относится к содержанию его стихов, а про форму можно сказать строчкой самого А. Фета: «О, если б без слова сказаться душой было можно». П.И. Чайковский говорил о Фете, что ему «дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, скорее поэт- музыкант, как бы избегающий тем, которые легко поддаются выражению словом».

       На стихи А. Фета сочиняли музыку Танеев, Римский- Корсаков, Аренский, Варламов.

      На стадии рефлексии учащиеся работают с бортовым журналом, сверяя свои записи со слайдом, дорисовывают «деревья предсказаний».

      Итоговая рефлексия – анализ стихотворения А.Фета или рецензия на отрывок  литературной статьи о  поэтическом мире поэта.

     Представленный урок – это один из возможных  примеров, как можно разнообразить привычную лекцию в старшем звене. Чёткая модель эффективной лекции даёт возможность применения её на многих уроках, а некоторые её приёмы такие, как дерево предсказаний, могут применяться и вне данного метода.

     В представленном мной опыте работы я хотела показать одну из возможностей соединения  традиционной школьной лекции, предполагающей развернутое теоретическое рассуждение, научный анализ и обобщение конкретного материала, и интерактивных технологий, предполагающих моделирование проблемной ситуации, выработку и принятие решения, характерного для научного поиска. При этом учащийся становится не пассивным слушателем, а полноправным участником коллективно - групповых форм работы, а также экономится время и появляется возможность использовать достаточно большой лекционный материал.  Интерактивную лекцию следует рассматривать как сложное коммуникативное событие, в котором имеют место беседы и монологическая речь, коллективное обсуждение и рассказ учителя, фронтальный опрос и индивидуальный ответ ученика, а также современная лекция невозможна без применения ИКТ.

                                              Учитель: Холина И.В.   ЛГ МБОУ «СОШ№4"

 

 

Категория: Наши статьи | Добавил: Ирина (12.11.2012)
Просмотров: 1569
Форма входа

Поиск
Друзья сайта

Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Институт развития
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 60
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2012 - 2024