Формирование познавательных универсальных учебных действий с применением информационных технологий на уроках русского языка в 5 классе.
«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…»
Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение компьютерных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования.
(слайд № 2)
Использование компьютера в педагогической деятельности позволяет:
- повысить степень наглядности при изложении учебного материала;
- при наличии обратной связи осуществлять коррекцию ошибок при выполнении проверочных или практических работ;
- его возможности способствуют систематизации, структуризации учебного материала, моделированию учебного процесса;
- реализовать принципы индивидуализации и дифференциации в подходе к каждому ребенку.
Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Развивать универсальные учебные действия – это значит сформировать совокупность «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а также способствуют саморазвитию и самосовершенствованию личности учащихся.
(слайд № 3)
Основные виды универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия выделяются на основе анализа характеристик учебной деятельности и процесса усвоения.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемых ключевыми целями общего образования, можно выделить пять блоков:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4)знаково-символический;
5) коммуникативный.
Четкое выделение данных видов учебных действий позволит уделить им приоритетное место в рамках изучения конкретных учебных предметов.
Я хочу остановиться на познавательных универсальных учебных действиях.
Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.
Общеучебные универсальные действия включают:
(слайды № 4,5,6,7)
1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
(слайд № 8)
2) структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
(слайды №9,10,11)
3) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
(слайды № 12,13,14)
4) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
По любой теме можно составить алгоритм. Например, «Употребление Ъ и Ь знака перед Е, Ё, Ю, Я, И»
По теме «Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я» мы можем поставить проблемный вопрос: почему буквы Е,Ё,Ю,Я не являются звуками? А какой звук слышится в словах «пятёрка» и «мяч».
На основе таких примеров рождается проблема разногласия написания и произношения слов с буквами Е,Ё,Ю,Я.
(слайд № 15)
5) действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование). В упражнениях есть задания воссоздать текст (поэтические строчки) по фонетической транскрипции;
(слайд № 16)
6) смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации из текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей. На уроках по фонетике лучше брать тексты научного стиля.
(слайд № 17) на основе этого упражнения
7) умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
Таким образом универсальные учебные действия способствуют развитию самостоятельных навыков в изучении темы, структурированию знаний, постановки и формулировки проблемы, действию со знаково-символическими средствами, осмысленного чтения и извлечение необходимой информации, а главное – это способствует развитию рефлексии способов и условий действия.
И все эти навыки способствуют формированию логических действий. Что это значит?
(слайд № 18)
Логические действия – это умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение).
Презентация
Учитель Алексеева Т.Н. |