МО учителей русского языка и литературы ЛГ МАОУ "СОШ № 4"   г. Лангепас

Меню сайта
Методическая копилка
Праздники сегодня
Информер праздники сегодня
Погода
Рекомендуем

Интернет по-новому!

Самообразование


Методическая проблема: реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

     Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения.
     Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС НОО. В основу ФГОС НОО положен системно - деятельностный подход к обучению читательской грамотности на уроках русского языка и литературного чтения. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации  и непрерывному образованию,  организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
     Именно на уроках русского языка и литературного чтения   происходит формирование таких базовых компетенций, как   общекультурной,  информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.
     Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка.
     Текст включает языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание, - а это предмет изучения на уроках литературы. Поэтому перед учителем стоит задача: интегрирования двух предметов русского языка и литературы.
     Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих  целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В стремительно меняющемся мире жизнь предъявляет к чтению новые задачи: невероятно быстро нарастает количество текстов, появляются печатные тексты нового типа. Соответственно, изменяется и виденье задач обучения.

Задача: разработка специальных уроков, на которых в определенной последовательности рассматривается выразительные средства русского языка и реализация их в художественных произведениях и текстах  других стилей речи.
Принцип: изучение языковых (фонетических, грамматических и др.) явлений на материале текстов художественных произведений.

      Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературного чтения сводилось к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации,  её использованию. Задача учителя – развивать у  школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы  учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни. Практика показывает, что эффективность, результативность обучения школьников читательской грамотности зависит от умения самого учителя продумать алгоритм работы с текстом. Учитель вправе корректировать эту систему в соответствии с темой
урока, целевыми установками, уровнем подготовленности класса. На формирование читательской грамотности, влияет выразительное чтение вслух  текстов разных типов, стилей и жанров и использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, углубленного).
     Уроки литературного чтения являются простором для творческой деятельности  учащихся. При изучении текста «Поучения Владимира Мономаха детям» ученики составляли свои поучения: это были поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самому себе. При изучении былин дети готовили  мини – проекты «О русских богатырях», а после  чтения сказки Л.Н.Толстого «Два брата» писали сочинение – рассуждение «Почему я люблю читать?»
На уроках  русского языка  можно  выполнять логически-поисковые задания. Например, назвать  лишнее слово из ряда:  метро, эскимо, громко, пшено. Этот вопрос предполагает однозначный ответ:  лишнее слово «громко», так как это наречие, а остальные - существительные. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов  решения одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и «эскимо» (в этом слове три слога, а в остальных только два), и снова вернуться к слову «громко», но по позиции ударного слога.
Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся.  Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
     Главными целями введения этого метода  являются: 
развитие интереса к предмету;
приобретение исследовательского опыта;
развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;
развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
получение дополнительных знаний по теме;
развитие навыков монологической речи (по заданным образцам)
     Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 4 классе осуществляется на основе работы с лингвистическими текстами. В  учебниках по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными и несплошными текстами (таблицами, схемами, объявлениями, и.т.д.) Эти тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (название граф, таблиц, цвет, шрифт).
Именно поэтому для современного этапа развития методики преподавания русского языка актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как формы предъявления лингвистической информации.
     УМК  «Школа России» позволяет решать  задачи по развитию читательской грамотности:
-понимать коммуникативную цель чтения текста;
-фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов,  полного или сжатого пересказа (устного или письменного);
-определять  основную мысль текста;
-дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;
-выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;
- комментировать и оценивать информацию текста.
     Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, я часто задумываюсь о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии. Ведь при  переходе из начальной школы  в основную  должны быть обеспечены  педагогические условия, превращающие  готовность учащихся для обучения  чтению  в читательское умение, обеспечивающее самообучение и  за порогом школы. Поэтому все уроки  должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед.
     Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым решаю следующие задачи:
-  помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;
-  развиваю творческие способности;
- предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
- осуществляю личностно-ориентированную направленность;
- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.
    Предлагаю несколько примеров такой работы:
в начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске; урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме; выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;
тема урока не сообщается; дети в конце урока получают задание сформулировать его тему;
называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке; в конце урока обсуждается их результат.
     Мои ученики выполняют исследовательские, творческие, межпредметные, информационные проекты. В деятельности по исследованию, решению проблем, самостоятельному добыванию знаний оцениваю только успех.
     Использование деятельностного подхода в обучении младших школьников решает главную задачу  – достижение оптимального общего развития каждого учащегося  при сохранении здоровья.
     В основе деятельностного подхода к обучению: рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др.  Из этого следует… «Сегодня  у нас не будет урока,  у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы… Учимся  подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки  в сказанном…  Делимся на критиков и  изобретателей….».
     Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:
1. Использование дифференцированных заданий.
2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
3. Использование метода проектов.

     1. Использование дифференцированных заданий.
Я считаю необходимым включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач.
     2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
     Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития.
     Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность учащимся для осуществления следующих видов деятельности:
проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме;
подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения.
     Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.
     3.  Использование метода проектов.
В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов.

Использованная литература
1. Баев Л. Э. Создание развивающей среды на уроках в начальных классах.- «ИДР»,2009
2. Журнал «Практика образования» №№ 1, 2, 3    2011г.
3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5.


Предыдущая                                             Следующая

                     

              

Форма входа

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Институт развития
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 60
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2012 - 2024